Вещи с секретом

Любая вещь бесконечна, как космос. Она хранит в себе тайну изготовления и рождения, удивляет мастерством обработки или качеством материала. Но существует особый разряд вещей «с секретом», за внешней формой которых скрываются остроумные приспособления, неожиданные решения и даже - опасности. Человек любознателен, поэтому подобные предметы вызывали интерес во все времена. Не является исключением и день сегодняшний.

Разгневанные олимпийские боги отомстили людям, получившим огонь от Прометея, с помощью ларца и любопытства красивой девушки. Пандоре, которой поручили передать ларец, наверху которого были спрятаны все беды и несчастья, а на самом дне - надежда,
было строго-настрого запрещено открывать его. Вот и все.

Первые «сейфы», умеющие хранить не только тайны, но и ценности, придумали древние римляне, начав обивать сундуки железом. Декорировать их металлическими накладками научились в средние века.

В России деньги и драгоценности обычно хранили в небольших сундучках с четырехскатной крышкой, в которой иногда устраивалось потайное отделение, запиравшееся на отдельный замок. Такие «теремки» назывались «двоежирными», т.е. двухэтажными.

Оболочка может влиять на оценку содержимого. Так, японским чашкам для чайной церемонии полагается иметь не только имя, но и футляр, на котором это имя запечатлено. Список прошлых владельцев чашки также помещается на стенке футляра. На аукционах в Киото чашка без ларца или надписи на нем считается «голой», а ее стоимость снижается на порядок.

Стол-ларец появился в готическую эпоху и удерживался в интерьере вплоть до XVIII века. Самыми известными были так называемые рёнские столы, плоскость которых удерживалась на одной широкой тумбе. Их сопровождали стулья со спинкой, похожие на троны и имеющие, в свою очередь, сиденья-лари.

В XVI в. во Франции и Нидерландах были широко распространены кровати, непосредственно встроенные в деревянную обивку стены. Сегодня дизайнеры предлагают шкафы-кровати, по внешнему виду которых трудно догадаться, что прячется внутри.

Шкаф-кабинет с откидной или выдвижной плоскостью для письма и различными выдвижными ящиками для хранения письменных принадлежностей, имел большое значение в интерьере Ренессанса. Такой шкаф мог быть двух- или трехосным, иметь боковые створки и центральную отгородку, отделявшую работавшего от остального пространства. Позже он трансформировался в менее масштабный комод-бюро, с выдвижными ящиками и откидной доской. В качестве сувениров итальянские мастера изготавливали миниатюрные кабинеты величиной с ладонь.

Знаменитому английскому мебельному мастеру Томасу Чиппендейлу принадлежит изобретение круглого складывающегося стола для завтрака.

Слово «комод» происходит от французского commode - «удобный». Первые комоды появились во Франции около 1700 г. Выше всего ценились комоды из мастерской Шарля Буля, поставившего комод на ножки. За грацию и техничность исполнения их называли «танцующими». Постепенно на комодах стали расставлять милые сердцу сувениры и безделушки, среди которых могло быть спрятано немало семейных тайн.
В эпоху Возрождения появились вещи с замками. Усилия мастеров направлялись поначалу на то, чтобы скрыть замочную скважину, для чего в мебель встраивали небольшие потайные пружины. Ключом в некоторых замках служили стилеты. Для безопасности были предусмотрены травмирующие устройства - стальные дротики, неожиданно выскакивающие втыкающиеся в руку незваного гостя, прикоснувшегося к замку. Иногда секретом снабжался сам ключ, который мог быть складным или с убирающейся бородкой, ключ с печатью, когда в центре головки помещался штемпель, ключ с полым стержнем, в котором хранили снадобья, яды или корреспонденцию, ключ-кинжал или пистолет.
Актер Михаил Загоскин заказал дорожную шкатулку, которая заключала в себе туалетные и письменные принадлежности, книги, зрительную трубу, часы, табакерки, сигары и даже прибор для ужения рыбы. Когда шкатулка была изготовлена, то оказалось, что она не помещается в коляску. Загоскину пришлось купить новый экипаж.
Стол, разоблачающий все семейные секреты, создал Филипп Старк. Четыре ножки, покрытые сверху листом прозрачного стекла, очертаниями напоминающего скатерть, лишают возможности быть обманутым. Только отчего-то стол все-таки назван «Illusia».
Один из наиболее известных немецких мебельщиков, Давид Рёнтген, живший во второй половине XVIII века, первым отказался от инкрустации и начал создавать вещи с гладкой поверхностью. Словно компенсируя эту простоту, мастер начинял свои изделия всевозможными механическими приспособлениями, потайными ящичками и секретными замками.