В эпоху Возрождения стеклянные изделия из Венеции пользовались широкой известностью.
Историю стеклоделия в Венеции Н. Качалов делит на четыре периода.
Первый - с X по XII вв. - зачаточная стадия производства, выпуск простейших вещей домашнего обихода.
Второй
- XIII-XIV вв. - период интенсивного развития стеклоделия, в результате
которого оно заняло одно из ведущих мест в экономике Венецианской
республики.
Третий - XV-XVII вв. - стадия расцвета, обеспечившая Венеции мировое господство в этой отрасли.
Четвертый - XVIII в. - период упадка.
Спустя пять-шесть веков после распада Римской империи появляются
первые признаки возрождения стеклянного производства. Есть сведения,
что в Венеции X-XII вв. оно существовало, но в очень скромных
масштабах. Выпускались различные питьевые сосуды и предметы женского
туалета, главным образом бусы.
Обстановка меняется с началом XIII
в., когда после четвертого крестового похода и разгрома Константинополя
Венеция получает огромную добычу, становясь на одно из первых мест
среди других средиземноморских государств. В руки Венеции окончательно
перешло торговое посредничество между Востоком и Западом. Помимо него
необходимо было создать собственную экономическую базу и торговать
своими товарами.
Успеху стекольного производства способствовало несколько обстоятельств. Например, при занятии Константинополя венецианцам удалось вывести огромную коллекцию образцов византийского художественного стекла, размещенную позже в соборе Св. Марка. Кроме того, в Венецию переселилось большое число греческих мастеров-стекольщиков. Важным фактором оказалась и склонность венецианцев к занятиям искусством.
Необходимо было обеспечить монополизацию производства. Поэтому Большой совет - верховный орган управления Венецианской республикой - издает ряд указов, согласно которым стекольщики, работающие во славу города, награждаются и получают привилегии, а перебежчикам и нарушителям закона о сохранении тайн производства стекла полагается смертная казнь. В 1346 г. издается удивительное постановление, гласящее, что брак между дочерью мастера-стеклодела и венецианским патрицием считается равным, а потомство сохраняет все права патрицианства. Этот закон существенно противоречил традициям венецианского общества, в котором денежная аристократия образовывала обособленную, замкнутую касту. Видимо, уверенность в том, что экономическое благосостояние Венеции в значительной степени зависит от успехов стекольной промышленности, привела к возможности нарушить традицию. Еще одним примером того, каким почетом пользовались венецианские стеклоделы, может служить тот факт, что французский король Генрих III, находясь в 1574 г. в Венеции, пожаловал всем первым мастерам-стекольщикам французское дворянство.
Наряду с Венецией с конца XIII в. в различных городах северной
Италии - Падуе, Фераре, Равенне, - возникли стеклоделательные
мастерские, в которых работали венецианские мастера-перебежчики. С XV
в. такие же центры производства стекла венецианского типа появляются в
Нюрнберге, Кельне, Касселе (Германия), Невере (Франция), что
увеличивало конкуренцию. В середине XV в. издается суровый закон: «Если
какой-нибудь рабочий или мастер перенесет свое искусство из Венеции в
другие места к ущербу республики, ему будет послан приказ вернуться.
Если он не повинуется, будут заключены в тюрьму лица, наиболее ему близкие, чтобы этим принудить его к повиновению.
Если он повинуется, прошлое ему будет прощено и ему будет устроена мастерская в Венеции.
Если,
несмотря на заключение в тюрьму его родственников, он будет
упорствовать в желании остаться на чужбине, за ним вслед будет
отправлен агент, которому будет поручено убить его.
После его смерти его родные будут выпущены из тюрьмы».
Этот закон действовал до XVIII века.
Наряду с этим, большое значение в развитии венецианского стеклоделия имела организационная сторона. Самым важным в этом отношении мероприятием явилось перенесение в конце XIII в. всех более или менее крупных стекольных мастерских за пределы города, на небольшой островок Мурано, расположенный в Адриатическом море, в двух километрах от столицы Венецианской республики. В городе разрешалось оставить только маленькие стекольные установки при условии, чтобы они располагались не ближе пятнадцати шагов от жилых помещений. Малыми считались мастерские, где стекло не варилось, а только обрабатывалось на пламени паяльных горелок. Так изготавливались бусы, бисер, пуговицы, искусственные драгоценные камни и другая мелкая продукция под общим названием «conteria». Она приносила большой доход и была широко распространена между десятым и пятнадцатым столетием. Исходным материалом служили цветные палочки и трубочки, изготовлявшиеся в более крупных мастерских, где имелись стекловаренные печи.
Стеклоделы Мурано были разделены на цехи, во главе каждого из которых стоял инспектор, имевший трех помощников. В число их обязанностей входила оценка пробных образцов, выполненных учениками различных цехов на получение звания мастера. Самовольный переход из одной мастерской в другую не допускался. В XV в. жители Мурано получили собственный суд, администрацию и даже монету. В 1445 г. острову было предоставлено право содержать в Венеции своего посла, что было равносильно его признанию в качестве самостоятельной политической единицы.
Венецианская полиция не имела права высаживаться на острове, где каждому гражданину разрешалось носить при себе два ножа.
Благодаря всем принятым мерам в течение трех веков остров Мурано служил экономической опорой своему государству.
Первоначально основным видом продукции были бусы разной степени
сложности, а также простейшая посуда. Что до бус, то нет ни одной
страны, где не занимались бы ими, как только в ней возникало
стеклоделие.
Форма бусин может быть овальной, цилиндрической, в виде
двух усеченных конусов, состоять из нескольких спаянных между собой
круглых бусинок. Величина тоже разнообразна. Материалом служат все виды
стекла. Для более ценных сортов используют составы стекол, имитирующих
природные декоративные и драгоценные камни - яшму, малахиту, бирюзе.
Стекло «миллефиори», техника которого описана выше, тоже используют в
бусах. Еще один вариант - украшение бусин тончайшими цветными
стеклянными нитями, образующими сложные узоры на поверхности.
Особую
группу представляют бусы, имитирующие природный жемчуг. Для
убедительности мастера воспроизводили все виды недостатков,
встречающиеся у природных жемчужин, включая неправильность формы. На
острове Мурано делали также стеклярус и бисер, вышивание которыми в
некоторые периоды было модным.
Когда М.В. Ломоносов обосновывал необходимость организации фабрики художественного стекла в России, его главным аргументом было сбережение русского золота, которое тратилось на покупку за границей, прежде всего, в Венеции, бисера, стекляруса и т.п.
С XIII в. на первый план в Венеции выходит производство сосудов.
По-видимому, первоначально их формы не отличались большим
разнообразием: слегка расширяющиеся кверху стаканы и шарообразные
графины с узким, длинным горлышком. В конце XV - начале XVI вв.
появляются формы, подражающие готическим серебряным сосудам. Получает
большое распространение цветное стекло - однотонное и «агатовое»,
представляющее собой не полностью перемешанную массу, составленную из
стекла разного цвета. Очень популярны изделия из цветного и бесцветного
стекла, украшенные живописью и позолотой. Художники изображали на
чашах, флягах, кувшинах, бокалах сцены мифологического содержания,
пасторали и т.п. Особенно распространены были свадебные кубки с
портретами жениха и невесты. Иногда росписью покрывалась вся
поверхность сосуда, так что он переставал походить на стеклянный.
Высоко
ценились венецианские изделия из белого «молочного» стекла, обычно
расписанные красками и позолотой. Стекольщики пытались имитировать
фарфоровую массу в момент, когда европейцами фарфор еще не был открыт,
заглушая стекло различными способами.
Интересный способ декорирования впоследствии получил название «кракле», от французского craquer - трещать, растрескиваться. Во время раздувания стеклянной заготовки, закрепленной на конце выдувательной трубки, заготовку на несколько мгновений погружали в воду, от чего охладившийся и затвердевший поверхностный слой растрескивался. Внутренняя поверхность заготовки продолжала оставаться горячей и пластичной. Заготовку извлекали из воды, обрабатывали дальше. Трещины лишь несколько заглаживались, но оставались хорошо заметны.
Ко второй половине XVI в. формы сосудов становятся более
совершенными, например, бокалы с простой верхней частью, выполненной из
тонкого бесцветного стекла, имеющей вид широкой чаши или опрокинутого
колокола на очень высокой ножке, напоминающей точеную колонку.
Постепенно
форма ножек усложнялась: на них появились рельефные, лепные, выдутые
украшения в виде масок, звериных голов и т.п., соответствующих
орнаментике барокко. Контраст между чистой и простой формой бокала и
сложной ножкой достигает предела.
Мастера Мурано создают изделия разнообразных форм, например, сосуды в виде цветов, птиц, слонов, львов, гондол, галер, колоколен. Для алхимиков предназначались сосуды в форме фантастических животных. Как ни странно, в это время в аристократической среде Европы возник обычай разбивать венецианскую стеклянную посуду после ее использования на пиру: видимо, ее красота провоцирует вандализм.
Важное значение имело изобретение так называемого «филигранного» способа выработки стекла. Как и техника миллефиори, он вносит декоративный элемент непосредственно в массу стекла, создавая рисунок в самом материале, внутри стенок изделия, а не на поверхности. В филигранном стекле эти элементы имеют вид белых или цветных нитей, образующих внутри стекла иногда очень сложный, но всегда правильный, симметричный геометрический рисунок. Тайна филигранного стекла долгое время сохранялась мастерами Мурано.
Первая стадия связана с приготовлением стеклянных палочек, а вторая
заключается в изготовлении самой вещи с распределением и закреплением
декоративных элементов в стенках стекла. Более сложные палочки бывают
двуслойными. Обычно вытягивание сочетают с закручиванием, тогда
получаются стволики с нарядным, спирально переплетенным рисунком, узор
которого может быть бесконечно разнообразным. Особенной популярностью
пользовались одноцветные вещи, прелесть которых состояла в скромности и
изяществе декора из молочно-белых нитей, спиральными рядами
опоясывающих весь сосуд. Наиболее совершенными считались так называемые
«сетчатые» изделия, в которых спиральное плетение белых нитей шло
одновременно в двух противоположных направлениях, образуя тонкую сетку
с квадратными или ромбовидными ячейками. Ценителей особенно восхищало
наличие в каждой такой ячейке воздушного пузырька. Выглядевший как верх
виртуозности, на деле он возникал почти «автоматически».
Чаще всего
около небольшой печи работало три человека - главный мастер - «прима»,
знающий все секреты производства, его помощник и ученик. Мастер сам
придумывал рисунок. Преемственность часто обеспечивалась за счет
передачи опыта внутри семьи. Династии Барбини, Санти, Тоза были
известны всей Венеции.