г. Екатеринбург,
ТЦ «Успенский»,
ул. Вайнера, 10
тел.: (343) 379 38 08
e-mail: bohemia@ural.ru
Театральные люстры: вчера и сегодня
«Театр уж полон,/ Ложи блещут...», - пишет Пушкин, и мы думаем о нарядах и драгоценностях публики, забывая об источнике, вызывающем блеск. По крайней мере, с эпохи Возрождения театр немыслим без яркого освещения. Будучи вершиной светской культуры, он вдохновляется не только мелодией, но и светом. Когда сменяют друг друга свечи, газовые рожки, электричество, остается неизменной театральная люстра - средоточие и душа театра. Украшенные подвесками люстры считаются наиболее торжественным и «богатым» вариантом освещения интерьера. Преломляясь в ограненных кристаллах хрусталя, световой поток струится и играет. Люстра сияет множеством разноцветных бликов, создавая дополнительный эффект освещенности и глубины пространства. Сегодня в России снова растет интерес к театральному искусству. Может быть, благодаря этому в последнее время многие известные театры - Большой, Мариинский, Александринский, Казанский, Новосибирский, Хабаровский, - занялись реконструкцией своих люстр. Екатеринбург не стал исключением. Свердловская государственная филармония, Академический Театр музыкальной комедии, Академический театр драмы переживают сегодня пик интереса к обновлению своих интерьеров, оказавшись вовлеченными в общий процесс. Вопросы освещения играют одну из первых ролей в современном художественном пространстве. Почему? От люстры зависит не только освещение, но и «дух места», атмосфера театра. Она медленно погасает, знаменуя начало действия, дает о себе знать утонченным звоном хрустальных подвесок во время исполнения солистами самых ответственных партий, организует вокруг себя ярусы и ложи и служит своеобразным символом театра. Находясь на высоте, люстра вовсе не так удалена от нас, как кажется на первый взгляд. Она сливается со всеми сторонами жизни театра, становясь полноправным членом его коллектива. Недаром, участвуя в 2003 году в конкурсе на реконструкцию Мариинки, авторитетный голландский архитектор Эрик Оуэн Мосс представил проект, обозначенный им самим как театр, «помещенный внутри театральной люстры», живущий в живом присутствии прошлого и ожидании будущего. Свет становится для мастера выразителем связи времен и основой развития архитектурного замысла. Перекликаясь со стеклянными модулями фойе и отделочными материалами, он формирует пространство театра, без которого не состоится его переживания зрителем. Эти примеры можно продолжить. Пьеса Эжена Скриба в Театре на Малой Бронной разворачивается в... люстре, помещенной прямо на сцене. В Ла Скала, известном не только великими певцами и красочными постановками, но и роскошной люстрой мгновенные перепады света выполняют роль звонков. В Большом театре во время действия «Собора Парижской Богоматери» театральные художники предложили подсвечивать люстру синими, красными и желтыми прожекторами, как бы вводя ее в ткань спектакля. Зрители видят отблески красочных готических витражей, которых, вообще-то говоря, нет. В 2003 году для съемок «Призрака оперы» режиссер Джоэл Шумахер заказал за полтора миллиона долларов люстру с подвесками от Swarovski, чтобы создать у зрителей уверенное чувство нахождения в Парижской опере, пусть и снимаемой в декорациях Голливуда. Даже те, кто оказался критически настроен к фильму, признали ее «безусловным кинематографическим достижением»... Работая безотказно и разнообразно, люстра все время оказывается чем-то большим, чем просто осветительной конструкцией. Отсюда высокий уровень требований к этим изделиям. Раньше публика в партере не снимала шляп, чтобы не быть закапанной воском, но сегодня мало кто потерпит люстру в качестве источника пыли или грязи. В советские времена не задумывались о долговечности, выбирали стекло или пластмассу, которые все чаще требуют замены, не соответствуя элементарным требованиям безопасности, не говоря уже об эстетической стороне вопроса. При создании монументальных изделий вместо настоящей бронзы использовались сплавы, ее имитирующие, которые не допускают качественной реставрации исторических светильников. Поточного производства и единых стандартов изготовления подвесок не было, что сегодня вызывает большие трудности при восстановлении утраченных элементов. Зачастую стоимость реставрации светильника сопоставима со стоимостью его замены на новый. Во время реставрации главной люстры Новосибирского театра оперы и балета хрусталь, соответствующий первоначальным образцам, мастерам пришлось искать в Москве, Твери, во Франции, Чехии, Китае. Посудите сами, сколько стоят подобные усилия... К тому же в большинстве ситуаций старые люстры не удовлетворяют новым требованиям техники безопасности и энергосбережения. Поэтому профессионалам важно подключаться к подбору люстр на стадии проектирования. Работа выполняется на заказ, и срок производства светильников порой доходит до полугода, как это было, когда знаменитая чешская компания Preciosa разрабатывала светильники для Большого театра. Конечно, существуют так называемые «бюджетные» решения, при подключении местных умельцев и производителей. Как показывает опыт, эффективность подобной работы невысока. Сэкономленные средства приводят к известному продолжению - «скупой платит дважды». В России, при отсутствии традиции производства театральных светильников, многие произведения «люстрового искусства» напоминают ... шагающий экскаватор, висящий под потолком. Для сравнения: в Чехии люстры изготавливают уже более трехсот лет, и они по-прежнему украшают Лувр и Версаль. Хрустальная люстра, находящаяся в центре зрительного зала, требует внимательного и серьезного отношения, начиная с момента проектирования. Знаменитый архитектор Карло Росси создавал Александринский театр, а вместе с ним - люстровую, находящуюся над зрительным залом. Он считал, что в случае необходимости легче поднять люстру и подняться к ней, чем всякий раз спускать ее. Правда, получилось так, что новая обитательница театра, привезенная в 1932 году из концертного зала Эрмитажа, оказалась больше своей деревянной предшественницы, и с тех пор люстровая пустует... Хлопот с ними действительно много - спустить вниз, протереть подвески, которых, например, в Мариинском театре 23 тысячи, заменить потерянные или неисправные. Добиться первоначального блеска порой просто невозможно: шлифовать хрусталь с высокой степенью точности научились не так давно, а поры на шероховатой поверхности десятилетиями собирают пыль, отчего подвески навсегда теряют былую прозрачность. Современные технологии обработки кристаллов достигли уровня, при котором капля воды соскальзывает с поверхности, не задерживаясь на ней. Такие кристаллы легко обслуживать, даже не используя моющие средства. После уборки люстра сияет первозданной чистотой, а срок службы хрусталя практически не ограничен. Несмотря на солидный вес, порой идущий на тонны, люстре необходимо быть мобильной, и легко сниматься и подниматься в случае «уборки». Отдельный вопрос - замена перегоревших лампочек, которые являются самым уязвимым местом в конструкции театрального светильника. К сожалению, использование популярных ныне люминисцентных энергосберегающих ламп в хрустальных люстрах невозможно: излучаемый спектр этих ламп не дает хрусталю «играть». Но и на этот сложный вопрос у профессионалов есть специальные предложения. Если хрусталь служит вечно, то ему должно соответствовать качество металлической арматуры. Идеальным средством, гарантирующим долгий срок службы, является золотое покрытие всех элементов конструкции, что не всегда экономически возможно. Благодаря большому опыту в производстве театральных светильников сегодня найдены альтернативные технологии, обеспечивающие коррозионную стойкость. Наконец, нужно помнить о том, что люстра находится в публичном пространстве, значит, подумать о вопросах безопасности людей, находящихся под ней. Как не допустить случайного падения кристалла, подвески, лампочки? Информации об узко-специализированной и чрезвычайно ответственной сфере изготовления, подключения и эксплуатации театральных люстр практически нет. Тем важнее настроиться на комплексный подход и доверить решение квалифицированным мастерам. Большой опыт работы над сложными проектами по освещению театров - в Хабаровске, Ростове-на-Дону, Москве, Екатеринбурге, Омске, - каждый из которых требует собственного подхода, есть у специалистов Студии решений «Модный Свет» в Екатеринбурге. «Мы ждем новых творческих задач и уверены, что можем справиться с любыми проблемами», - говорит основатель компании Александр Мурзин. |