На пороге новой эры произошло два знаменательных события в истории стеклоделия: люди научились варить прозрачное, бесцветное стекло и вырабатывать из него выдуванием большие сосуды. Стекло впервые предстало во всем блеске своих уникальных природных качеств, как единственный материал, способный ограничивать пространство, пропуская цветовые лучи.
Скорее всего, это произошло в Александрии, основанной Александром Македонским на юго-восточном берегу Средиземного моря, в западной части дельты Нила. Город был хорошо благоустроен, имел правильную планировку. Здесь находился знаменитый Фаросский маяк, огни которого корабли видели за 40 км, музей, Александрийская библиотека. Почти треть города занимали царские дворцы. Здесь же располагались и царские гробницы, в одной из которых было помещено впоследствии тело Александра.
По утверждению знаменитого греческого географа Страбона, тело
Александра находилось в стеклянном гробу, куда оно было положено после
похищения предыдущего, золотого, гроба, похищенного одним из Птолемеев,
царствовавших в Египте. Правда, достоверность рассказа Страбона можно
подвергнуть сомнению, хотя бы потому что в те времена изготовление
крупных изделий из стекла еще не достигло надлежащего уровня.
Этот
период характеризуется синтезом эллинской культуры с наследием стран
Древнего Востока. Если хотя бы приблизительно оценить состояние
стекольного производства, то методы варки и формовки стекла поднялись
на более совершенный уровень. В большинстве случаев найденные остатки
стеклянных изделий прозрачны, бесцветны либо окрашены в разнообразные
красивые тона, а также лишены видимых глазом пузырьков и свилей,
снижающих качество стекла.
По-видимому, были усовершенствованы стекловаренные печи, люди научились получать более высокую температуру. Были увеличены размеры равномерно обогреваемого пространства. Что до состава стекол, то здесь по-прежнему еще не научились понимать значения количественного соотношения компонентов. Плавку вели в два примера. Сначала в печи прогревалась смесь сырых материалов, взятых в приблизительных весовых соотношениях, а после этого для окончательной плавки отбирали наиболее спекшиеся куски шихты.
О стекловаренных печах античности не сохранилось достоверных данных. По словам Плиния, а также более поздних средневековых авторов, Гераклия и Теофила, можно заключить, что варка велась в два приема. В соответствии с этим в печи было три отделения: два для варки стекла, одно - для отжига изделий. При варке стекла в шихту уже вводили бой, т.е. осколки стекла, как это делается и сейчас. К I в. массовая скупка битого стекла для переплавки была широко распространена.
Постепенно менялся состав стекол. Если в Египте преобладали легкоплавкие составы, то в античности благодаря совершенствованию технологий содержание щелочей в стекле снижается до 16 - 17 %, а извести повышается до 10 %, что напоминает современные составы. Несколько повышенное содержание железа уравновешивается окисью марганца, являющейся «обесцвечивателем» по отношению к железу.
Среди античных месторождений кварцевого песка, в изобилии имевшихся на берегах Средиземного моря, первое место занимало месторождение на финикийском побережье, неподалеку от Сидона. Песок реки Бел был годен для стекловарения только, когда после окончания прилива с него сходила вода. Французский исследователь Пелиго писал в 1920-х гг., что пески при устье реки Бел «пользовались многовековой мировой славой настолько, что в средние века венецианцы еще имели обыкновение направлять туда свои корабли для снабжения стекольных мастерских Мурано».
Кроме обычных стеклообразующих веществ в античности начали применять свинец, правда, достаточно редко и в незначительных количествах. Возможно, это делалось для повышения блеска, чем до известной степени был предрешен вопрос хрусталя, открытого, как принято считать, европейцами в XVII в. В качестве красителей применялись железо, марганец, кобальт, серебро. Большой популярностью пользовалось ярко-красное заглушенное стекло - гематинон, - из которого делались мелкие ценные безделушки. Красителем являлась тонко распределенная в стекле медь, находящаяся в коллоидном состоянии. Производилось также розовое стекло. Античные стеклоделы умели приготовлять фольгу и пользовались ею для украшения стеклянных изделий, впаивая вырезанные из нее рисунки между двумя слоями стекла.
Открытие выдувания полых стеклянных изделий тоже приходится на античные времена. Скорее всего, оно сопутствовало процессу повышения температуры в печи. В простейшем случае дутье осуществлялось ртом при посредстве тростниковой трубки. Чтобы воткнутый в очаг конец не горел, его обмазывали глиной. Стоило ошибиться на несколько сантиметров и погрузить трубку в тигель, чтобы на ее конце образовался стеклянный пузырь. Греческий писатель Афиней говорит по этому поводу: «Александрийцы обрабатывают стекло таким способом, который дает им возможность придать любую желаемую форму и делать различные вазы...»
На формы стеклянных изделий влияли традиции керамического производства. Значительное количество сосудов, изготовлявшихся из стекла в первое время после изобретения выдувательной трубки, напоминают глиняные. Существуют и подражания металлическим образцам. Богатство приемов выдувания привело в дальнейшем к появлению несравненно большего числа форм стеклянных изделий по сравнению с глиняными. Крупные сосуды употреблялись для хранения воды, вина, растительного масла и твердой пищи. Кувшинообразные формы служили для разливания и хранения различных жидкостей в небольших количествах. Производилось много небольших сосудов для питья, схожих с бокалами, кубками и стаканами, разных по объему и ширине, на ножках и без них. Стеклянные блюда, иногда больших размеров, достгали до 1 м в диаметре. Лекарственные вещества и косметические средства хранились в небольших бутылочках удлиненной формы с широким основанием, иногда с проушинками для подвешивания к поясу, а также различные коробочки и баночки с крышками.
Кубки простой цилиндрической формы, часто из окрашенного стекла, с хорошо выполненными рельефными изображениями, часто содержат мотивы гладиаторских боев. Скорее всего, они использовались в качестве призов победителям.
Выдувание в форме дало возможность отступать от правильных геометрических очертаний. Изготавливались сосуды в виде человеческих или звериных голов, фруктов, цветов, шлемов, кораблей.
Было налажено широкое производство мелких изделий: пуговиц, браслетов, колец, бус, печаток, шахматных фигур, игральных костей. Разноцветные птички украшали женские прически. Гравированные камеи подражали геммам из камня. Встречаются и великолепно подделанные драгоценные камни. Стеклянные амфоры расписывали эмалевыми красками.
Лампридий, историк IV в., рассказывает об императоре Гелиогобале: «Император Гелиогобал, желавший посмеяться над своими параситами (людьми, находившимися на его содержании), пригласил их однажды к столу, уставленному самыми изысканными и прекрасными на вид кушаниями и фруктами. Это были предметы из стекла, совершенные по сходству с настоящими». Как видим, имитация была сделана с большим искусством.
Стеклянные изделия широко распространились. Так, при Нероне обыкновенный кубок можно было купить за одну медную монету. Не существовало только оконного стекла, хотя в качестве облицовочного декоративного материала широко использовали стеклянные пластинки. По-видимому, римляне были также первыми, кто заменил природные горные породы стеклом, особенно при изготовлении мозаик.
Была разработана техника, широко используемая впоследствии венецианскими мастерами и носящая название «миллефиори» - «тысячи цветов». Изготавливают стеклянные разноцветные палочки и соединяют в один пучок несколько окрашенных в разные цвета, сваривают их в одно целое и растягивают, пока не получится тонкий пестрый стволик, состоящий из разноцветных жилок. Другой способ состоит в спиральном наматывании нескольких слоев разноцветного стекла один на другой. В любом случае необходимо, чтобы состав стекол разных цветов был более или менее одинаковым, иначе приготовленные стерженьки разорвутся при охлаждении.
Стерженьки рассекаются поперек на небольшие фрагменты, которые раскладывают на металлической плите как можно плотнее друг к другу. Заготовка из прозрачного стекла раскатывается на плите с разложенными на ней цветными кусочками, нагревается в печи и вновь раскатывается до тех пор, пока заготовка не составит одной массы с основным стеклом. Изделия такого типа ценились в поздней античности очень высоко.
Самой совершенной в художественном и техническом отношении считается
Портлендская ваза, найденная неподалеку от Рима в конце XVI в. в
совершенно неповрежденном состоянии. Это амфора синего стекла, на фоне
которого выделяются фигуры из белого, заглушенного стекла. Техника
двухслойного нацвета, в которой выполнена Портлендская ваза, получила
широкое распространение в Новое время, а в античные времена применялась
главным образом для изготовления камей.
Изделие выдували из двух
слоев стекла, после чего подвергали обработке вращающимся медным
колесиком, на которое подается абразивный порошок, размешанный с
маслом, например, наждак. Слой верхнего, окрашенного стекла снимался,
открывая внутреннее стекло другого цвета: рисунок получался не только
рельефным, но и цветным.
В 1845 году в Британском музее, куда была помещена ваза, ее разбил на мелкие куски один из посетителей, оказавшийся душевнобольным. Вазу удалось реставрировать, но следы склейки отчетливо заметны.
В античности начали применять различные виды холодной обработки стекла. Помимо рельефной резьбы, это была гравировка, дававшая на поверхности изделия негативный рельеф. Использовалась также шлифовка, но этот род отделки, по-видимому, не пользовался популярностью.
Особняком стоит техника исполнения немногочисленных сосудов-диатретов с наружной стеклянной сеткой, иногда довольно сложного узора. Сетка прикреплена к сосуду тонкими стеклянными ножками. За счет этого узор находится на некотором расстоянии. Предполагают, что стеклянная сетка помогала пьющему не обжечься, если в сосуде было горячее питье, например, вино, которым римляне завершали обильные трапезы. Технология изготовления диатретов не известна. Следы шлифовки, сохранившиеся на них, позволяют предположить, что эти вещи изготавливались путем холодной обработки. Вполне вероятно и то, что диатреты изготавливались горячим формованием с последующей подчисткой при помощи шлифовки.
Римским мастерам был известен и способ нанесения на поверхность стеклянных изделий лепных украшений из бесцветного или окрашенного стекла. Обычно декоративные элементы производились путем штамповки из кусочков размягченного стекла. Если штамповка совершалась со значительным нажимом, то на внутренней поверхности изделия появлялись выпуклости.
На территории Римской империи ныне найдено несколько стеклянных зеркал, хорошо отполированных, размером до тридцати квадратных сантиметров. По-видимому, гораздо чаще римляне пользовались металлическими зеркалами.
Подытоживая, можно сказать, что в античности стеклоделие совершило крупный шаг в своем развитии. Число стеклоделов в Риме в последних десятилетиях I в. быстро росло, со своими мастерскими и лавками они занимали целые кварталы - около Целийского холма, рядом с плотниками. Сначала в качестве руководителей выступали мастера из Александрии, позже римляне соперничают со своими учителями. Мастера были поделены на две категории - витрарии (выдувальщики) и диатретарии (шлифовщики). Стекольные мастерские возникали и в других городах - Сорренто, Кумах. Император Константин издал закон, согласно которому стекольщики причислялись к 35 привилегированным профессиям, освобожденным от налогов.
В первые века новой эры стеклоделие быстро распространилось по Европе. По мере угасания Римской империи центр стекольного производства перемещался на восток.
(По книге Н. Качалова "Стекло" М., 1959)