г. Екатеринбург,
ТЦ «Успенский»,
ул. Вайнера, 10
тел.: (343) 379 38 08
e-mail: bohemia@ural.ru
Словарь терминов и стилей. Фарфор
Ажурный прорезной узор. Форма декорирования фарфора, при котором узор прорезается в керамическом черепке. Акант, аканф - орнаментальный растительный мотив античности, производный от растения, сходного с чертополохом. В ходе истории появляется в различных вариантах, от натуралистического до полностью стилизованного. Антемий. Стилизованный цветочный мотив, имеющий в основе жимолость и восходящий к классическому греческому орнаменту. Арабеска. Орнаментальный мотив из правильно повторяющихся, переплетенных между собой стилизованных побегов с листьями. Арабески имеют эллинистическое происхождение, позже они были занесены маврами в Испанию и остальную Европу.
Балясина. Архитектонический элемент в виде невысокой конусообразной колонки. Формы фарфоровых сосудов и ножки изделий иногда бывают в виде балясины. Бандельверк - орнамент из сплетающихся лент. Появляется во Франции около 1700 г., распространяется по всей Европе. Бело-голубые изделия. Наиболее распространенное цветовое сочетание для фарфоровых изделий со времен, когда китайские мастера применили кобальт в качестве подглазурного цвета на белом фарфоре. Бисквитный фарфор. Изделия из фарфоровой массы, которые обжигаются один раз и не покрываются глазурью. Впервые был произведен на Севрской мануфактуре в середине XVIII века. Большое плоское блюдо. Большое сервировочное блюдо круглой или овальной формы для подачи на стол мяса.
Ваза на высокой подставке. Ваза, представляющая собой неглубокое широкое блюдо на одной расширяющееся внизу опоре или ножке. Волюта. Спиралеобразно изогнутый орнаментальный мотив, восходящий к античности. Прекрасно иллюстрирует принадлежность изделия к классической стилистике.
Геральдические изделия. Изделия с полным гербовым щитом или узорами, включающими геральдические символы. Часто встречается среди европейского и экспортного китайского фарфора. Гильоширование. Узор из переплетающихся лент в виде одной или двух полосок, образующих серию небольших кружочков. Гирлянда. Орнаментальный мотив из регулярно повторяющихся сегментообразных свисающих элементов из цветов, листьев, фруктов, лент.
Деколь. Нанесение декоративного узора на поверхность фарфора посредством тонкой пленки наподобие переводных картинок. Делфтский фарфор. Первоначально - глиняные изделия с оловянной глазурью, производимые в голландском городе Делфте.
Жемчужный фарфор. Разновидность кремового фарфора с голубоватым оттенком, идеальная для подглазурно-голубой росписи. Разработан Дж. Веджвудом в 1779 г. Прекрасно сочетается с предметами в стиле рококо, романтической стилистике.
Имари. Гавань в Японии. Также японский фарфор XVIII в., декорированный растительными узорами и имеющий яркую фоновую окраску.
Капо ди Монте (Capodimonte) - стиль фарфоровых изделий, возникший в Неаполне в середине XVIII в. Картуш. Орнаментальный мотив, состоящий из гербообразной сердцевины и окантовки. Характерен для живописи, пластики и графики Ренессанса и барокко. Подчеркивает статусность изделия. Край-перо. Декорированный край изделия, образующий изящные косые линии на тарелках из кремового фарфора. Часто встречается на ручках столовых приборов.
Майолика. Глиняные изделия с оловянной глазурью, изготавливавшиеся в Испании и Италии с XIII в., выполненные в насыщенной цветовой гамме (в английском варианте majolica). Сегодня используются для придания этнического и романтического колорита. Маскарон. Орнаментальный мотив, восходящий к античной театральной маске, в форме стилизованной человеческой головы. Меандр. Античный орнамент, названный по имени реки Меандр в Малой Азии. Состоит из прямоугольно сломанной линии или спирали. Подтверждает принадлежность изделия к классическому стилю. Медальон. Изображение или рельеф овальной формы. Орнаментальный мотив на поверхности изделия - овальной формы. Может включать в себя орнаментальное, пейзажное или портретное изображение.
Накладной декор. Орнаментальная отделка, которую изготавливают заранее, а затем накладывают на корпус изделия, обычно закрепляя с помощью поливной глазури или жидкой глины.
Обжиг. Процесс спекания керамических изделий в специальной печи. Первоначальный этап - бисквитный обжиг; на этой стадии глиняная масса превращается в твердую субстанцию. Последующий обжиг производится на закрепления на черепке глазури или эмалевой краски, при этом число обжигов зависит от типа глазури и количества используемых красок.(См. технологии изготовления фарфора) Орнамент усиковый. Орнаментальный мотив из побегов акантового листа. Встречается в орнаменте всех времен. Орнаментальная ваза для центра стола. Разновидность украшения для центра парадного обеденного стола, один из наиболее значимых его элементов.
Пагода. Восточное культовое сооружение с несколькими крышами. Используется как мотив в росписи японских фарфоровых изделий и стилизациях на восточную тему. Пальметта. Орнаментальный мотив, производный от формы пальмового листа в плоскостной стилизации. Панно, не закрашенное фоновым цветом. Очерченный участок фарфорового изделия, не закрашенный фоновым цветом, оставленный для нанесения узора или других декоративных элементов - гербов, жанровых сцен, цветов. Патера. Круглый или овальный орнамент, выполненный в низком рельефе. Пенделок. Свободно висящая декоративная подвеска в люстрах или других светильниках. Очень актуальна в сезоне 2008 г. (см. ). Перевод рисунка с клейкой пленки. Техника наложения узора на фарфоровое изделие поверх глазури, сформировавшаяся в XVIII в. Узор переносят на гибкую подкладку или лист, затем очертания предмета в масле переводится на образец, который потом раскрашивают. Плетенка. Рельефный узор на керамических изделиях в виде корзиночного плетения. Позолота. Процесс нанесения золота на предмет. Так называемая медовая позолота предполагает втирание золота, смешанного с медом, в керамическое изделие и последующий обжиг при низкой температуре. Позолота с ртутью - схожий процесс, ртуть испаряется во время обжига. Она более долговечна, но небезопасна для изготовителя. Поливная глазурь. Глина, доведенная до консистенции крема, использующаяся для декоративного покрытия керамических изделий или как связующее вещество при нанесении декоративных элементов на поверхность черепка. Используется также при отливке полых фигур. Прибор для специй. Набор небольших емкостей на одной подставке. На большой стол обычно ставят несколько приборов для специй, выполненных в едином стиле и цветовой гамме. Путти. Декоративный мотив на фарфоре в виде маленького обнаженного мальчика. Иногда встречается в виде головы и крыльев.
Рог изобилия. Орнаментальный мотив. S-образно изогнутый рог с широким раструбом, наполненный цветами и фруктами. Появился в античности в качестве атрибута богини плодородия Деметры. Розетка. Орнаментальный мотив античного происхождения, симметрично скомпонованный цветок розы. Характерен также для Ренессанса и классицизма. Рокайль. Орнаментальный мотив рококо. Асимметричный, раковообразный орнамент в сопровождении причудливых образований.
Фестон. Пластический или живописный орнаментальный мотив. Подвески из гирлянд цветов и листьев, переплетенные лентами. Флехтверк. Геометрический орнамент из правильно переплетенных лент, покрывающих всю поверхность или только борт изделия.
Шинуазри. «Китайщина» - мода зрелого барокко. Декоративная живопись мотивами, заимствованными с китайских или японских образцов. Яшмовая керамика. Прочные, гладкие, неглазурованные изделия из каменной массы, которые можно было окрашивать оксидами металлов в голубой, зеленый, желтый, бордовый и черный цвета. Предложена Джозайей Веджвудом в 1774 г. |