г. Екатеринбург,
ТЦ «Успенский»,
ул. Вайнера, 10
тел.: (343) 379 38 08
e-mail: bohemia@ural.ru
Первые английские фабрики в Челси и Дерби были открыты серебряных дел мастером по прозвищу Гугенот (по-видимому, уроженцем Франции) и работали с фаянсом. Роспись была синяя на белом; торговыми знаками были треугольник, серебряный и золотой якоря. В XVIII в. английский фарфор получил мировое признание и был широко распространен, поскольку по числу керамических фабрик Англия в то время занимала первое место в Европе. Не ища финансового патронажа сильных мира сего, английские предприниматели действовали на коммерческий основе и поэтому вынуждены были считаться со вкусами потребителей, модой и конъюнктурой. В Челси на первой стадии выделывался мягкий фарфор, на второй - достаточно твердый и на последней - с пережженной костью. Изделия были очень разнообразны, также как и источники заимствования. Формы и декор в стиле какимон и имари переняты с востока, к Мейсену восходят расписной декор и фигурная пластика, к Севру - формы посуды с изображениями в духе Буше и Ватто в незакрашенных полях и фоны синего, бирюзового, цвета гороха или морской волны, красного, желтого и карминного цветов. В Челси выпускали оригинальные супницы в форме животных или овощей, тарелки с растительным орнаментом, флаконы для духов, бонбоньерки. В начале XIX в. здесь производят недорогую фарфоровую посуду. Позднее мастера из Уэльса и Шотландии возрождают традиции рококо, изготавливают животных и любимые британцами геральдические знаки. Рисунки "под японцев" становятся такими популярными, что им начинают подражать сами японцы. Вустер (Worcester) - фабрика по производству фарфора, основанная в Англии в 1751 году. Первыми изделиями Вустера были изделия из мягкого фарфора - соусницы, небольшие блюда, чайные и кофейные сервизы с добавлением так называемого мыльного камня. С конца 1750 гг. Вустер специализируется на перенесении оттиска с гравюр, литографий, рисунков на фарфоровую поверхность. Пионером этой техники стал гравер Р. Хэнкок, большинство оттисков были в подглазурном голубом тоне. Сюжеты вустерского декора - птицы, цветы, фарфор часто украшали портретами королей, например, Фридриха II Великого. Главной продукцией долгое время оставалась столовая посуда. Кроме монохромных изделий, Вустер выпускал полихромный позолоченный фарфор в восточном стиле. В 1760-е годах в вазах, корзиночках, кувшинах, чайниках Вустера, в которых чувствовалось значительное влияние севрского фарфора, преобладал темно-синий цвет, но использовались и желтый, красный, бирюзовый, зеленый цвета. Другой характерной чертой Вустера являлся утонченный декор в китайском и японском стилях, преимущественно имари. Приобретший фабрику в 1783 г. Т. Флайт переориентировал производство на изделия в стиле неоклассицизма. С 1793 года его сыновья стали владеть фабрикой совместно с Т. Барром, и фабрика в Вустере стала называться «Флайт и Барр». Вустерцы знали недостатки фарфора, производившегося на других английских мануфактурах, недостатки, из-за которых предпочтение всегда оказывалось китайским товарам. Поэтому они старались добиться более твердого черепка и одновременно подражали китайскому фарфору в формах и декоре, чтобы их изделия могли выдерживать конкуренцию привозных. В период английского ампира на фабрике выпускались изысканные образцы утонченных форм, украшенные яркой позолотой, великолепной живописью. В этот период на фабрике работали выдающиеся художники Т. Бакстер, Дж. Пеннингтон. В викторианскую эпоху Вустер занимал лидирующее положение среди производителей фарфора. Огромным вкладом в развитии керамики стал вустеровский «ювелирный» декор - изображения жемчужин, драгоценных камней. В это время выпускались паросские изделия, имитации лиможского фарфора, изящные статуэтки.
|