При работе над съемочным сценарием
31.03.2018Из нашей совместной с Петровым и Суворовым работы над сценарием, различного рода ориентировочных разговоров, наконец, не в последнюю очередь, из нашего опыта работы над «Грозой» мы понимали, что картина будет актерской, может быть еще более актерской, чем «Гроза», ибо все вводные, характеризующие кадры, пейзажи и т. д., которые в «Грозе» определили многое, здесь были сведены почти на нет, а все было отдано актеру. В этом отношении многие приемы, найденные нами на «Грозе», были развиты на «Петре Первом» и легли в основу работы над картиной. Это относилось прежде всего к построению сцен, к их «плановости».
Уже при работе над съемочным сценарием стало ясно, что ведение большинства сцен картины, особенно с участием Петра I, будет происходить преимущественно на среднем и первом планах, крупный план будет носить кульминационный, акцептирующий характер, а общий в большинстве случаев будет преимущественно ориентационным. У вашей мамы день рождение, а вас отправили в командировку? Закажите великолепные свежие розы Уфа, доставка быстрая. Она будет в восторге от такого сюрприза.
Исключением будут, конечно, те сцены, где активное использование общего плана будет вызвано происходящим действием, например объект «Штурм шведской крепости», «Наводнение» и др., в основе же построение наших сцен носило скорее камерный характер. «Камерная картина с громадными массовками и в две серии», сказал смеясь А. И. Пиотровский, когда мы рассказывали ему о наших планах.