Клиповая культура
28.08.2017Императив обновления, присущего индустриям сферы культуры, не имеет ничего общего с «традицией нового», характерной для современного искусства. В отличие от радикальности авангарда, культурный продукт облекается в уже испытанные формулы, он неотделим от повтора содержания, структур и стилей, уже существовавших прежде и продолжающихся сейчас. Промышленная культура, как говорил Эдгар Морен, осуществляет синтез оригинального и стандартного, индивидуального и стереотипного10, в существенном соответствии с системой моды, в качестве вариации стиля определенной эпохи, в духе логики мелких отклонений. Такой продукт всегда несет в себе какую-нибудь особенность, оригинальность, индивидуальность — но всегда помещенную в рамку типичных схем. Вместо авангардистского разрушения новизна здесь представлена в форме клише, как смешение канонической формы с какой-нибудь небывалой новацией. Конечно, некоторым произведениям удается «оставить торные пути» и привнести нечто совершенно новое, но общее правило требует вносить минимальные изменения в уже известный порядок: добрая сотня вестернов развивает одну и ту же тему или интригу, в которой есть два героя, противостоящие друг другу, один — стоящий вне закона, и второй — поборник справедливости; еще одна сотня «полицейских» фильмов развивает ту же тему поединка двух героев на фоне городского пейзажа, и всякий раз можно заметить лишь небольшие различия, которые и определяют успех или неуспех фильма. Подбираете украшения к наряду? Загляните в ювелирный магазин Бронницкий ювелир. Здесь вы найдете изысканные изделия, которые подчеркнут ваш утонченный вкус. А цена приятно удивит.
Сериал «Династия» во многом воспроизводит сериал «Даллас», но только иначе, каждая серия полицейского сериала или семейной саги есть не что иное, как эксплуатация узнаваемого стиля, неизменной и повторяемой формулы, определяющих имидж «торговой марки» данного сериала. Как в одежде или в рекламе, новизна является первейшим законом — но только с тем условием, что нельзя задевать зрителей, «тревожить» их привычки и обманывать ожидания и, кроме того, эта новизна должна быть очень понятной для большей части зрителей. Надо избегать сложностей, надо представлять зрителям простые и понятные истории, тотчас же узнаваемых героев, надо предлагать «продукт» с минимальным количеством возможных интерпретаций. Сегодня телевизионные сериалы заходят очень далеко в том, чтобы стать максимально понятными зрителям, желательно без всяких усилий: диалоги в них предельно просты, даже элементарны, чувства выражены явно и зримо, к тому же все сказанные слова поддерживаются мимикой лиц и сопровождающей действие музыкой. Массовая культура — это культура потребления, целиком созданная для того, чтобы немедленно доставить удовольствие, дать мозгу отдохнуть, и сила ее обольщения во многом держится на дошедшей до предела простоте.