Психологически сложные и точные образы
09.05.2017Постановка «Филумены Мартурано» зримо и уверенно возрождала истинные вахтанговские традиции. Непосредственные ученики Е. Б. Вахтангова - Р. Н. Симонов, Ц. Л. Мансурова, М. Д. Синельникова, Л. М. Ill их матов - выступали вместе с молодыми актерами, не так давно окончившими Щукинское училище: на сцену вышли М. Ульянов, Л. Пашкова, Ю. Яковлев, А. Кацынский. Мастера театра передавали своим ученикам искусство открытой праздничной театральности, прямого контакта со зрительным залом, свободной импровизации, пластичности и музыкальности.
История о том, как женщина с сомнительным прошлым. Филумена Мартурано, путем дерзкого обмана, притворившись умирающей, вынуждает своего давнего сожителя, богатого коммерсанта Доменико Сориано, узаконить их отношения и усыновить трех ее сыновей, была рассказана с блистательным комедийным мастерством, в атмосфере театрального праздника, на фоне прекрасных южных пейзажей, созданных художником М. Сарьяном. Праздник можно устроить самостоятельно. Достаточно узнать какой сегодня праздник и устроить веселье.
Спектакль начинался с шумной, крикливой ссоры Доменико и Филумены, которые бегали из угла в угол по широко раскрытой сцене, бранились и в самые критические моменты обращались прямо к зрителям, ища в них сочувствия, апеллируя к их чувству справедливости. Этот условный режиссерский прием, восходящий к «Принцессе Турандот», окрашивал весь спектакль. Но было в нем и нечто новое: каждый из актеров при этом не выходил из образа, не прерывал действия.
В такой открытой театральной атмосфере рождались образы, психологически сложные и точные, принадлежащие и комедии, и драме. Отважная Филумена (Цецилия Львовна Мансурова, 1897- 1976), не унывающая, несмотря на свою трудную судьбу, взрывалась вспышками то яркого, южного темперамента, то внезапного, острого драматизма.