ПОДАРКИ ДЛЯ ДУШИ
ПОДАРКИ С ДУШОЙ
+7 (343) 214 80 02
ГлавнаяКонтакты

Мелодии речи

13.01.2017

И. Нестьев отмечал близость воззрений обоих композиторов на так называемую «мелодию речи». Действительно, сходство поразительное. Мусоргский писал Л. Шестаковой 30 июля 1868 года: «Моя музыка [в «Женитьбе» должна быть художественным воспроизведением человеческой речи во всех тончайших изгибах ее, то есть звуки человеческой речи, как наружные проявления мысли и чувства, должны без утрировки и насилования сделаться музыкой правдивой, но (читай - значит) художественной». Под этим письмом, как и под письмом Мусоргского к В. Никольскому о «Женитьбе» (15 августа 1868 года), мог бы подписаться и Яначек. Ищете недорогой отделочный материал? Обратите внимание на кварцевый композитный камень vicostone. Он придаст шик и изысканность вашему интерьеру.

Клавир «Женитьбы» был опубликован в 1908 году, а названное письмо напечатано в 1930 году, то есть после смерти Яначека; автор же «Ее падчерицы» начал поиски «мелодий речи» в 90-х годах. Тем не менее нельзя утверждать, что об исканиях Мусоргского в области «человеческого говора» стало известно только после издания «Женитьбы». О задачах, которые ставил Мусоргский, подробно рассказал В. Стасов в статье, опубликованной в «Русской старине» (1886) и вошедшей в третий том его Собрания сочинений (1894). У нас нет данных, что Яначек в 90-е годы знал об исканиях Мусоргского в области «человеческого говора». Но он мог об этом услышать хотя бы от Б. Кален-ского, к которому через посредство В. Новака обращался в 1898 году с просьбой назвать произведения русских композиторов для струнного оркестра. Каленский поддерживал непосредственную связь с Балакиревым и Римским-Корсаковым, содействовал распространению русской музыки в Чехии, приобрел в 1894 году трехтомник Стасова, а в 1906 году прислал Балакиреву сборник Моравских песен Ф. Бартоша с обширной вступительной статьей Л. Яначека 2. Но если бы даже удалось доказать, что Яначек в какой-то степени был знаком в 90-е годы со взглядами Мусоргского, это вовсе не означает, что чешский композитор создал учение о «мелодии речи» под их воздействием. Мы указывали, что идеи эти волновали многих музыкантов и ученых XIX века, и потому «авторство» нельзя приписать одному только художнику, даже такому гениальному, как Мусоргский.