Спокойствие с оттенком печали
16.12.2016Спокойствие с оттенком печали и неутоленного желания иметь ребенка. II часть. Сомнение и надежда. И отправился он однажды в поездку по царству, чтобы узнать жизнь и нужды подданных. III часть. Царь путешествует. А в это время у него родился ребенок. Возвратившись домой, он узнает, что драгоценнейшее сокровище, которое он обещал отдать злому духу,- это его дитя. IV часть. Колыбельная и страх перед необходимостью выполнить обет». Б. Щедронь пришел к выводу, что героем пьесы является царь Берендей, вынужденный принести в жертву ребенка. Согласиться с этим невозможно. Эмоционально-образное содержание и драматургия «Сказки» ни в первой (рукописной), ни в окончательной редакции не соответствует этой программе. Изоляционные материалы в Санкт-Петербурге в широком ассортименте можно найти на Стройпортале. Соотношение цена/качество вас приятно удивит.
Герой виолончельной пьесы Яначека отнюдь не старый царь Берендей. Музыка воспевает молодость, борьбу, победу и торжество любви. Конечно, это не значит, что «Сказка» Яначека охватывает все перипетии сюжета произведения Жуковского. Подобная задача и не могла стоять перед композитором; программность носит не сюжетный, а психологически-обобщенный характер. Яначека интересовали люди, а не их приключения. Он стремился передать колорит поэтической славянской сказочности. И ему это удалось в большей мере, нежели поэту.
Если можно говорить о «действующих лицах» «Сказки», то это не царь Берендей и не Кащей Бессмертный (ведь и в программе, опубликованной Б. Щедронем, лишь вскользь упомянут злой дух, которому отец обещал отдать первое, что увидит, вернувшись домой). Представляется верным оспариваемое Б. Щедронем указание Я. Фогеля, что мужественный и в то же время мягкий, задушевный характер тем свидетельствует о том, что «героями «Сказки» являются Иван-царевич и Марья». Но, конечно, это не столько реальные персонажи, перенесенные со страниц книги в музыку, сколько образы сказочные, олицетворяющие светлое начало. Мы уже указывали, что для Яначека характерна трактовка инструмента в ансамбле как носителя определенной эмоциональной образности. Было бы, однако, неверно полагать, что голос виолончели - это только голос Ивана-царевича, а фортепиано - Марьи-царевны. Функции обоих инструментов меняются.