ПОДАРКИ ДЛЯ ДУШИ
ПОДАРКИ С ДУШОЙ
+7 (343) 214 80 02
ГлавнаяКонтакты

Гофротара

06.12.2016

Обращение Яначека к Лермонтову в 1876 году, когда его поэзия обрела в чешской литературе новую жизнь, не случайно. Быть может, и замысел кантаты Яначека «Амарус» на текст Я. Врхлицкого также связан с Лермонтовым. В поэме чувствуется воздействие «Мцыри». О мелодраме «Смерть» рецензент писал: «Музыка иллюстрирует текст Лермонтова, а когда она умолкает, то, подобно «Пустыне» Давида или «Антигоне» Мендельсона, начинается гофротара. Поскольку исполнялась лишь часть, подождем с суждением до той поры, когда узнаем целое. То, что мы слышали, свидетельствует о необычайном даровании, серьезных познаниях и неутомимой деятельности нашего хормейстера, явившегося «львом» этого вечера». Автор рецензии ссылается на Давида и Мендельсона, но думается, что Яначек опирался на традицию классической мелодрамы И. Бенды.

Интерес молодого музыканта к русской культуре стимулировали художественные впечатления. Он не прошел мимо концертов А. Рубинштейна в Праге (март 1875 года), изучал его партитуры. В ту пору автор «Демона» из русских композиторов пользовался едва ли не наибольшей известностью за рубежом. В немалой мере этому способствовали его выступления как пианиста и дирижера. Неудивительно, что Яначек по окончании Пражской органной школы намеревался продолжить музыкальное образование в Петербургской консерватории у Рубинштейна (июль 1878 года). Молодой музыкант не знал, что тот уже не был ни директором, ни профессором консерватории (ушел из нее в 1867 году и вернулся двадцать лет спустя, в 1887 году). Поездка в Россию не состоялась из-за противодействия пронемецки настроенной дирекции Брненского учительского института, в котором преподавал молодой музыкант. Но желание Яначека учиться в России очень характерно.