Диагностика организационной культуры
04.12.2016Рисунок художника очень своеобразен. В 60-70-х годах, никогда не прибегая к непрерывной обтекающей форме линии, он часто употреблял толстый, прерывистый контур, нанесенный смелой кистью, присутствие которого было уже отмечено в портретах Н. А. Рамазанова и И. С. Тургенева. Этот контур подчеркивает характерные особенности фигуры или предметов. Поворот головы, выдвинутое плечо, одежда, складки на сапоге, строение конской ноги и т. д., выявленные Соколовским штрихом, придают особую выразительность изображениям художника, но в то же время отяжеляют их. Впоследствии Соколов решительно откажется от такого приема и рисунок художника станет исключительно живописным. Во многих случаях Соколов стремится к лепке формы цветом. Диагностика организационной культуры письма вполне соответствовала характеру художника, замыслу его произведений так же, как и быстрота выполнения акварелей.
Зоркости глаза Соколова и верности изображения по памяти бесконечно удивлялся художник Н. Н. Каразин, с восторгом рассказывавший об этом на „акварельных пятницах" в Академии художеств, а также В. С. Кривенко. „Засиживался он над картинами недолго, - вспоминает последний, - сюжеты были давно выношены в голове, нередко писал „без натуры, без предварительных этюдов". „Так нельзя", - кричали учителя и товарищи. „А вот посмотрите", - и он верно передавал запечатлевшуюся в памяти картину".
Действительно, Соколов любил производить впечатление беглостью карандаша и наблюдательностью глаза. Стоит вспомнить совершенно „русских" лошадок 1868 года („Две лошади в поле"), написанных в Париже, чтобы убедиться в его необыкновенной художественной памяти. Но неверно было бы думать, что виртуозности выполнения у художника не предшествовала долгая и упорная работа. В Третьяковской галле-рее имеются маленькие карандашные наброски „В кибитке цугом" и „С борзыми", являющиеся примерами тех быстрых работ, которые художник делал с натуры, а затем использовал для картин. Особенно интересен набросок „С борзыми" вариант акварельной композиции „Доезжачий" (1871, Третьяковская галлерея). В частном собрании в Ленинграде есть маленький рисунок, повторяющий мотив „В кибитке цугом".