Гофрокороба
01.12.2016Рассказ И. Грековой «За проходной» любопытный литературный дебют крупного ученого. Сейчас в нашей прозе появилось много интересных произведений: она развивается широким фронтом, и среди различных по жанру произведений много первоклассных новелл.
По силам ли жанру новеллы глубина постижения жизни? Абсолютно по силам. В русской литературе есть великолепные традиции рассказа: Чехов, Бунин, поздний Горький с его поразительными маленькими рассказами. В современной литературе работают большие мастера новеллы: скажем, творчество Сергея Антонова, творчество Меттера или блистательный пример - «Самородок» Шелеста, поражающий емкостью мысли. Характеры людей, описанные в этом рассказе, производят чрезвычайное впечатление: люди понимают нелепость своего положения, в ужасных условиях проявляют черты высшей гражданственности, присущей им органически, и одерживают духовную победу. Огромная мысль о народной совести распирает эту небольшую новеллу до романа.
Рассказ И. Грековой «За проходной» тоже обладает характерами и емкостью мысли. В этой новелле есть образная гофрокороба и, что мне особенно близко,- документальная точность, я бы сказал, информационность, но образная, а не конспективная информационность. Мне это, как художнику, очень близко. Каждый человек ищет в искусстве произведения, близкие по духу и по манере письма его творческой индивидуальности. Когда-то Алексей
Толстой говорил, что если он открывает роман, который начинается примерно так: «Осенью 1896 года...»,- это его книга, ему с ней будет интересно. Если же книга начинается, скажем, строкой: «Ты сегодня опять не чистил зубы...» - Толстой говорил, что он эту книгу читать не станет. Он говорил это в отношении романа, новелла знает другие законы, но большая по сравнению с жанром романа экспансивность не лишает новеллу глубины постижения жизни. Мне потому так понравился выбор рассказа И. Грековой «За проходной», что автор, спрятавший за математическим псевдонимом от слова «игрек» настоящую фамилию научного работника в области точных наук, исследует современную жизнь крупно, проблемно, в точной документальной манере. Риторика в этом рассказе не заслоняет собой образы людей.