Очень одаренный актер
15.11.2016Губенко - очень одаренный актер. У него есть два преимущества, данных ему от природы: темперамент и артистизм, чувство законченности своего внешнего поведения, когда человек чувствует и ощущает свою физическую форму. Я очень ценю в актерах эти качества. Но по закону диалектики все имеет свою оборотную сторону: если Склянскому никогда не грозит опасность потерять глубину содержания, но надо постоянно работать над формой, то Губенко надо всегда помнить об обратном - Коле никогда не грозит в отношении формы вялость, неточность, но всегда грозит «перебор». Вот Коля, читая монолог Шпигельберга, влез на стол. Можно ли так?- Безусловно, это в характере бешеных страстей Шпигельберга.
Передал ли Губенко при этом сложность психологии Шпигельберга, идеолога насилия, лишенного светлого начала Карла и даже человеческих страстей Франца?- Нет. Губенко пошел напролом и наполнил шиком внешнего темперамента то, чего до конца не осознал и не понял. Я верю в будущее Губенко как актера, но я должен его предупредить: если хочешь стать настоящим актером, научись управлять своими страстями. Если вы хотите, чтобы в вашем доме была только экологическая мебель, обратите внимание на стол из сосны. Они украсят любой интерьер и сделают его более изысканным.
Как должен актер подходить к работе над образом, требующим острой выразительности формы? Он должен подходить к работе осторожно. Осторожность - это уверенность человека, берущего сильной рукой тонкую вещь: осторожно, чтобы не сломать ее. Надо осторожно ощупывать материал, пока формы не примут скульптурную объемность. У Коли же сегодня в его Шпигельберге была не осторожность, а робость, смешанная с нахальством. Осторожность - признак силы, а чтобы у актера появилось ощущение своей силы, он должен до конца понимать то, что он играет.
Все осветители знают такое выражение: «сбрось пару рубильников». Часто режиссер, репетируя с актером, все разберет, проанализирует, - казалось бы, все понятно. Началась репетиция, и актер включает шесть рубильников: то он разбирался, а теперь он будет играть. Да ненужно играть, продолжай разбираться! Актер прежде всего должен целиком погрузиться в образ, который ему предстоит играть. Чем внимательнее актер входит в образ, тем ощутимее художественный результат, тем меньше надо техники, покрывающей недостаток мысли.