Бензогенераторы
21.09.2016Однако тонкая передача световоздушной среды по живому, быстрому впечатлению была в то время необычной в работе художника академической выучки; пленэрные поиски, перекликающиеся с произведениями художников импрессионистов 70-х годов XIX века, не могли правильно оценить консервативные педагоги Академии, поэтому этюды способны были вызвать к себе лишь отрицательное отношение, что и произошло в действительности. Савинский почувствовал своеобразие своих пейзажей и, беспокоясь о том впечатлении, которое произведет их свободная манера на Чистякова, раскритиковал их в письме к учителю.
«Я окончательно ими недоволен,- писал он Чистякову,- еще более почувствовал это, когда их вынесли из мастерской. Посмотрите и судите сами, а мне более ничего о них не стоит говорить. Одно меня еще немного утешает, что я их писал не зря, а преследуя то или другое в техническом отношении, а это мне удалось так мало, как, кажется, никогда раньше» .
Первые два года пребывания в Италии были самыми спокойными за все время пенсионерства Савинского. Их заполняла планомерная работа. Все изменилось с момента отправки отчета и этюдов в Академию. Сразу же усилились сомнения. Удовлетворят ли бензогенераторы академический Совет? Можно ли будет спокойно продолжать начатую большую картину? С 1885 года в итальянскую жизнь Савинского пришли непрерывные волнения и ожидания. Дурное предчувствие не обмануло. На то непривычное, что было в работах пенсионера, Совет отреагировал отрицательным образом. Трагизм творческой судьбы Савинского заключался, в частности, в том, что каждое отступление от принятого, привычного встречало решительное сопротивление той среды, от которой он еще зависел. Через полгода Савинский получил от Академии ответ. Его работы были рассмотрены на заседании 4 октября 1885 года; 15 октября художнику послали уведомление. Совет императорской Академии художеств нашел, что в них намечается положительное отсутствие рисунка и направление, не соответствующее цели пенсионера Академии».